Автотехническая экспертиза
Автотехническая экспертиза является одной из самых востребованных экспертиз, проводимых по делам, связанных с дорожно-транспортными происшествиями и неисправностями транспортных средств.
При расследовании дорожно-транспортного происшествия устанавливается виновное лицо, которое зачастую бывает несогласно с вменяемым им правонарушением. В дальнейшем ему придется возмещать ущерб от ДТП, а другим участникам ДТП доказывать наличие этого ущерба. Но, к сожалению, на месте виновное лицо не всегда устанавливается, или устанавливается несправедливо, т.к. довольно часто для установления механизма дорожно-транспортного происшествия необходимы специальные знания. Именно для этих целей прибегают к помощи экспертов. Виновность водителя устанавливает суд, следователь, дознаватель, но именно эксперт может ответить на вопросы, которые помогут установить всю картину ДТП, в том числе и ущерб от него.
Независимая экспертиза ДТП помогает следственным и судебным органам не только определить виновное в ДТП лицо, но и установить некоторые обстоятельства происшествия, которые могут иметь немаловажное значение для дела. Данные обстоятельства могут смягчить или отягчить вину водителя, а также выявить других лиц, также виновных в исследуемом происшествии. В качестве такого лица, виновность которого в первоначальный момент может показаться неочевидной, может быть дорожная служба, не установившая соответствующие дорожные знаки при проведении ремонтных работ дорожного полотна. Независимая экспертиза после ДТП исследует все обстоятельства, опираясь на представленные судом или следствием материалы дела, не анализируя при этом представленные сведения на достоверность, данное действие проводится органом, назначившем судебную экспертизу.
Установлением ущерба, который был нанесен транспортным средствам в результате столкновения, занимается экспертиза автомобиля после ДТП. Она выполняется по результатам осмотра поврежденного автомобиля и экспертного анализа объема и интенсивности повреждений, а значит и объема и сложности ремонтно-восстановительных работ, требующихся при восстановлении поврежденного автомобиля. Экспертиза автомобиля также может потребоваться для выявления неисправности, которая могла стать причиной аварии. Для установления наличия или отсутствия предполагаемой неисправности, независимая экспертиза автомобилей после ДТП осуществляется в несколько этапов, один из которых – тщательный осмотр поврежденного транспортного средства, его диагностика на специальных стендах. Помимо перечисленных задач, независимая экспертиза автомобиля проводится при возникновении сомнении в качестве проведенного ремонта или выполнения других работ, сопряженных с изменением конструкции автомобиля, например, установкой дополнительного оборудования. Некачественное выполнение ремонтных работ может послужить причиной аварийной ситуации на дороге, поэтому столь важно как можно раньше установить данный факт.
Как видно, круг задач, которые решает судебная автотехническая экспертиза, весьма широк и не ограничивается решением вопросов, возникающих при дорожно-транспортных происшествиях. Ее проведение целесообразно, когда решение спора без привлечения специальных автотехнических знаний затруднительно или невозможно, а величина материального ущерба или принципиальность пострадавшего не позволяют игнорировать данный спор.
Автотехническую экспертизу также называют автоэкспертизой, экспертизой ДТП, авто-технической, транспортной, дорожно-транспортной экспертизой, причем последнее наименование достаточно хорошо обосновано авторами некоторых научных работ и имеет полноценное право к применению в классификации судебных экспертиз, так как объектом исследования является не только автомобиль, но и дорога, дорожные конструкции,технические средства организации дорожного движения, а также действия водителя и других лиц, ответственных за безопасность дорожного движения.
Автотехнические экспертизы принято подразделять на виды, в зависимости от задач экспертизы, объектов и методик исследования:
Экспертиза обстоятельств ДТП;
Экспертиза технического состояния ТС;
Транспортно-трасологическая экспертиза (экспертиза следов на ТС и месте ДТП);
Экспертиза дорожных условий;
Автотовароведческая (оценка ТС).
Так как часто при возникновении тех или иных вопросов, связанных с дорожно-транспортными происшествиями, перед экспертом ставятся вопросы из разных видов автотехнических экспертиз, для предотвращения недопонимания и ошибок в названии экспертиз целесообразнее в определении и постановлении указывать не виды автотехнической экспертизы, а наименование рода «автотехническая экспертиза».
Ждем Вашего звонка и заранее благодарим за оказанное доверие.
г. Минусинск, ул. Гоголя, 60, каб. 14
+7-923-294-80-25
Заключение независимой экспертной организации имеет статус официального документа доказательного значения и может быть использовано в суде.
11.Автотехническая:
11.1. Дорожно-транспортная, исследование технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП;
Установление наличия либо отсутствия причинно-следственной связи параметров и дефектов автомобильной дороги на возникновение дорожно-транспортного происшествия осуществляется автотехническими исследованиями. Поэтому в автотехнической экспертизе выделена экспертная специальность 13.5 «Исследование технического состояния дороги, дорожных условий на месте дорожно-ранспортного происшествия».
Экспертиза технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП вид автотехнической экспертизы, связанный с экспертным исследованием участка автомобильной дороги, на котором происходит движение транспортных средств непосредственно до и после происшествия, участка места происшествия, дорожных условий на этом участке, элементов транспортных средств, взаимодействующих с дорогой, в целях установления связанных с ДТП фактических данных о строительных и эксплуатационных качеств автомобильной дороги и ее элементов, дорожных условиях и окружающей среде, а также конструкции и состояния взаимодействующих с автомобильной дорогой элементов транспортных средств.
11.2.Транспортно – трасологическая, исследование следов на транспортных средствах и месте ДТП;
Исследование следов на транспортных средствах и месте ДТП (транспортно — трасологическая диагностика), занимается комплексным трасолого — автотехническим исследованием следов на транспортных средствах, различных объектов, обстановке на месте ДТП в целях определения траектории и характера движения относительно расположения транспортных средств, пешеходов и других объектов до столкновения (наезда), установления места и механизма столкновения (наезда), траекторий движения ТС до и после столкновения.
Предметом экспертизы «Исследование следов на транспортных средствах и месте ДТП (транспортно — трасологическая диагностика)» является обстоятельства (фактические данные), устанавливаемые экспертом на основе исследования следов, возникающих на месте ДТП в результате воздействия транспортных средств, иных материальных объектов, людей, животных.
Задачи решаемые данной экспертизой:
1. Определение механизма ДТП.
2.Установление координат места столкновения транспортных средств или места наезда на пешеходов.
3. Установление механизма взаимодействия транспортных средств при столкновении.
4. Установление механизма наезда на пешеходов (животных) и неподвижные препятствия.
5. Установление угла взаимного расположения транспортных средств и направления удара в момент столкновения.
6. Установление взаимного расположения транспортных средств относительно границ и осей линии проезжей части.
7. Установление части транспортных средств, которой нанесены повреждения потерпевшим.
8. Установление факта движения или неподвижности транспортного средства при столкновении в момент первичного контактного взаимодействия.
9. Установление частей транспортных средств, контактировавших между собой в первичный момент столкновения (контактная пара).
10. Установление возможности получения механических повреждений имеющихся на транспортных средствах при взаимном контактном взаимодействии.
и ряд других вопросов.
Исследования проводятся с применением трасологических методик с учетом особенностей конструкции транспортного средства, методов математической статистики при экспериментальных трасологических исследованиях, использование таких физических методов, как микроскопия и микрофотографирование, рентгенографирование, исследования в инфракрасных и ультрафиолетовых лучах, методов моделирования, методов современной статистики, и других методов.
11.3.Экспертиза восстановительного ремонта и остаточной стоимости, в т.ч. после ДТП;
Процедура независимой экспертизы автомобиля после ДТП становится со временем все более актуальной, бывают случаи, когда страховая компания может дать меньшую денежную компенсацию, чем стоимость причиненного автомобилю реального ущерба. Независимая автоэкспертиза поможет автовладельцу в сложившейся ситуации, она дает оценку повреждениям, полученным транспортным средством в результате аварии для возмещения ущерба. Независимая автоэкспертиза может проводиться и по требованию второго участника ДТП, в тех случаях, когда оценка нанесенных повреждений завышена. В этом случае необходима действительно квалифицированная независимая экспертиза автомобиля после ДТП. Сегодня оценка автомобиля и стоимости ремонта проводится не только при ДТП, но и в случае повреждения ТС от стихийных бедствий, пожара, или действий третьих лиц. Экспертиза автомобиля – это одна из услуг юридических компаний, направленная на защиту интересов клиентов при возникновении разногласий с страховщиками.
В рамках поставленных перед экспертами вопросов, могут решаться следующие задачи:
определение технологии и стоимости восстановительного ремонта АМТС в связи с ДТП или в результате иных повреждений;
определение износа АМТС и его составляющих;
установление стоимости годных остатков АМТС;
определение величины утраты товарной стоимости АМТС;
определение стоимости АМТС, в том числе остаточной стоимости;
определение рыночной стоимости автомобилей-аналогов;
идентификация объекта экспертизы.
Кроме того ООО «Центр Независимых Экспертиз» проводит следующие виды исследований транспортных средств:
Определение даты выпуска транспортного средства.
Исследование автомобильных шин (колёс) с целью определения их пригодности к применению по назначению.
Определение наличия эксплуатационного износа автомобильных сменно-запасных частей.
Определение норм списания ГСМ для служебного автотранспорта.
Определение экономической целесообразности восстановительного ремонта автотранспортных средств для принятия управленческого решения (списание автотранспорта).
11.4. Экспертиза технического состояния транспортных средств, и иные инженерно-транспортные экспертизы.
Целями данной экспертизы являются экспертное исследование технического состояния ТС, их систем, агрегатов, механизмов, узлов и деталей в целях установления их работоспособности, причин и времени возникновения неисправностей, а также возможности их обнаружения.
Предметом экспертизы технического состояния ТС являются фактические данные о техническом состоянии ТС.
Объекты экспертизы технического состояния ТС — авто-мото-транспорт, городской электротранспорт, тракторы и самоходные механизмы, их агрегаты, детали, фрагменты ТС и следы на них. По видам ТС объектами могут быть следующие: велосипеды, мотоциклы, мокики, мотороллеры пассажирские и грузовые, автомобили отечественного и зарубежного производства (выпускаемые в настоящее время и ранее, начиная с конца XIX в., грузовые, легковые, внедорожные, спортивные, кроссовые, рекордные, индивидуального изготовления и «самоделки»), трамваи и троллейбусы (пассажирские и грузовые), тракторы (гусеничные и колесные), дорожные машины, сельскохозяйственные машины, аэросани, снегоходы, вездеходы, немеханические ТС и т.д. (Не являются объектами исследования автотехнической экспертизы ТС, относящиеся к речному, морскому, воздушному, железнодорожному и трубопроводному видам транспорта.)
В исследовании технического состояния ТС используются технико-диагностические методы с применением диагностической аппаратуры и стендов, ходовых испытаний, экспресс-диагностики, общей диагностики, поэлементной диагностики и углубленного исследования. Каждый из этих методов имеет свою специфику и предназначен для решения определенных задач. Ходовыми испытаниями исследуются в большинстве случаев ТС, у которых при визуальном осмотре не обнаружено значительных механических повреждений, свидетельствующих о снижении работоспособности или отказе рабочих систем. В аналогичных случаях для исследования может применяться и диагностическая аппаратура. При вероятности снижения работоспособности или отказа какой-либо системы ТС исследование может проводиться с использованием стендов, аппаратуры, а также методами поэлементной или углубленной диагностики. Сущность методов общего диагностирования заключается в диагностировании систем и агрегатов ТС по диагностическим параметрам, характеризующим их общее техническое состояние, без выявления конкретной неисправности (работоспособные или неработоспособные).
Исследование технического состояния ТС можно провести тремя методами:
— экспресс-диагностика:
— углубленная диагностика:
— поэлементная диагностика.
Каждый из этих методов требует определенных условий его использования, а также технического состояния ТС.
Экспресс-диагностика — процесс определения и оценки технического состояния ТС по выходным параметрам, которые характеризуют работоспособность систем, влияющих на безопасность дорожного движения, с целью установления, находятся ли данные системы в работоспособном или в отказном состоянии. Экспресс-диагностика проводится визуальным осмотром ТС, апробированием функционального действия систем ТС в неподвижном состоянии и, наконец, ходовыми испытаниями, что требует наличия свободной от препятствий площадки, имеющей размеры, достаточные для остановки ТС накатом в случае отказа рабочей и ручной систем торможения.
Визуальный осмотр ТС позволяет установить по внешним признакам наличие или отсутствие неисправности (подтеки тормозной жидкости, трещины на шлангах и трубках и т.д.), использование комплектующих деталей, изготовленных кустарным способом, наличие деформаций, препятствующих проведению ходовых испытаний.
Определение функционального действия систем и агрегатов ТС позволяет установить свободный и рабочий ход тормозной педали ТС, наличие и уровень тормозной жидкости в компенсационном бачке главного тормозного цилиндра, люфт рулевого колеса, выход штоков из тормозных камер ТС и т.д.
Ходовые испытания заключаются в исследовании ТС, их узлов и агрегатов в движении. Поэтому основным критерием их проведения является неимение сведений об отсутствии в испытуемых системах неисправностей, а также отсутствие на ТС повреждений, препятствующих проведению ходовых испытаний. Исследование рабочей тормозной системы ТС, а также антиблокировочной системы (АБС) проводится путем разгона ТС до предусмотренной скорости, а затем контрольной» торможения. Необходимо проведение не менее трех заездов и соответственно контрольных торможений. При этом ТС должен управлять статист, а не эксперт, производящий исследование. Наличие следов торможения (юза) в виде прямолинейных (близких к прямолинейным) локальных полос вещества наложения темного цвета для ТС, не оборудованных АБС, либо прерывистых локальных полос вещества наложения темного цвета для ТС, оборудованных АБС, является свидетельством того, что тормозная система работоспособна. Отсутствие видимых следов для ТС. не оборудованных АБС, является свидетельством неисправности тормозной системы ТС, что требует более глубокого се исследования другими методами. Наличие локальных непрерывных следов в виде полос вещества наложения темного цвета для ТС, оборудованных АБС, является свидетельством того, что АБС этого ТС неисправна.
Аналогичным методом устанавливается техническое состояние рулевого управления. Различие заключается лишь в том, что при испытании производится не менее шести заездов — по три в левую и правую стороны.
Диагностирование поэлементное (углубленное) — это диагностирование систем ТС, агрегатов, узлов по диагностическим параметрам, характеризующим их техническое состояние, с выявлением характера, места, иногда причины отказа (неисправности).
Углубленная диагностика — исследование с использованием диагностической аппаратуры и стендов.
Поэлементная диагностика — исследование путем демонтажа ТС, его агрегатов, узлов.
Учитывая то, что в экспертных учреждениях, как правило, отсутствуют диагностическая аппаратура и стенды, эксперт, в случае необходимости проведения углубленной диагностики, вправе ходатайствовать перед судом об использовании аппаратуры дилерских станций технического обслуживания либо других предприятий, у которых эта аппаратура имеется. При этом лица, работающие на этой аппаратуре, привлекаются в качестве экспертов, дают подписку о том, что им разъяснены их права и обязанности, и о том, что они несут уголовную ответственность за дачу заведомо ложного заключения в части проведенного ими исследования. К заключению эксперта прилагаются выходные листы (распечатки) с полученными диагностическими параметрами, а также документы о проверенности используемого диагностического оборудования.
При поэлементной диагностике производится демонтаж (разборка) ТС, его узлов, агрегатов, систем. Далее производится сопоставление выходных параметров деталей ТС (размеры, материалы, формы, износ) с параметрами завода-изготовителя. При совпадении параметров делается вывод о работоспособности, при несовпадении — о наличии технической неисправности. Демонтаж производят не эксперты, а специально обученные специалисты с использованием необходимого оборудования. При производстве экспертизы эксперты используют данные, зафиксированные в протоколах выездного судебного заседания, посвященного осмотру ТС.
Приведенные методы позволяют решить все задачи данного вида автотехнической экспертизы. Однако непременным условием этого является сохранение объектов исследования (ТС) в том состоянии, которое они приобрели в процессе ДТП. В связи с этим, желающим установить обстоятельства ДТП поэлементной диагностикой, следует помнить, что установление технического состояния (работоспособности) ТС, его узла или агрегата, связанное с демонтажем (разборкой), закономерно приведет к изменению вида объекта исследования и соответственно сделает невозможным его дальнейшее исследование в случае необходимости проведения повторной судебной экспертизы. Поэтому в случае, если последствия ДТП требуют проведения экспертизы методами углубленной диагностики, необходима фиксация повреждений путем фотографирования этих неисправностей с использованием методов криминалистической фотосъемки.
11.5.Исследование маркировочных обозначений автотранспортных средств;
Цель проведения экспертизы маркировочных обозначений — исследование мест маркировочных обозначений транспортных средств с целью установления наличия или отсутствия факта изменения маркировочных обозначений, определения первичных маркировочных обозначений (в случае установления факта изменения обозначений).
Объектами исследования являются:
— маркировочные обозначения траснпортных средств (номера кузовов, двигателей транспортных средств);
— элементы транспортных средств, на которых наносятся (должны наноситься) маркировочные обозначения.
Задачи экспертизы — установление подлинности маркировочных обозначений траснпортных средств, факта их видоизменения, установление первоначальных маркировочных обозначений.
В настоящее время имеется тенденция постоянного увеличения количества сделок по купле-продаже автомобилей, увеличения количества автомобилей, находящихся в эксплуатации, что сопровождается случаями хищения автомобилей, в том числе для последующей продажи.
Маркировочные обозначения похищенных автомобилей подвергаются изменению путем перебития знаков маркировки или замены элементов, либо их фрагментов, на которых наносятся маркировочные обозначения.
В связи с высокой стоимостью автомобилей является целесообразным перед приобретением не нового автомобиля произвести профессиональную проверку подлинности его маркировочных обозначений, чтобы не оказаться в сложной ситуации владельца «криминального» автомобиля.
Эксплуатация транспортных средств в условиях российских дорог со временем нередко приводит к «не читаемости» части маркировочных обозначений (например, вследствие коррозии). В этом случае также является необходимым проведение исследований с целью установления первоначальных маркировочных обозначений.
При проведении исследований маркировочных обозначений ТС осуществляется выявление элементов ТС, которые подвергались ремонтным воздействиям.
Примеры решаемых вопросов:
1. Заводским ли способом нанесены маркировки идентификационного номера (VIN) на кузове (раме) и номера двигателя?
2. Имеются ли следы изменения маркировки VIN на кузове (раме) и номера двигателя?
3. Имеются ли следы изменения VIN автомобиля путем замены маркируемой панели (детали) с идентификационной маркировкой VIN или другим способом?
г. Минусинск, ул. Гоголя, 60, каб. 14
+7-923-294-80-25
Ждем Вашего звонка и заранее благодарим за оказанное доверие.